Откровенно говоря, ситуация несколько настораживающая. Одно дело, когда разговоры о применении ядерного оружия идут исключительно из одной страны, да еще и от лиц, которых не иначе как клоуны, не называют даже на международном уровне, другое - когда об этом
начинают говорить все чаще самые разные официальные лица в разных странах.
Возникает впечатление, что наступает какой-то кульминационный момент, когда с одной стороны, идут крайне жесткие предупреждения о категорической невозможности применения (буквально три недели назад об этом заявил бывший посол Индии в России, прямо сказавший, что страны Третьего мира перестанут оказывать поддержку России и будут относиться к ней, как к стране-изгою). С другой стороны кремлевское руководство буквально подводят к черте другие люди и силы, которым, по всей видимости, достаточно важно получить прецедент применения. Разовый и точечный - но этого будет достаточно.
Киевское руководство, по всей видимости, заинтересовано в этом больше других, так как политика Зеленского все больше напоминает политику банкрота, а потому он будет готов на что угодно, лишь бы получить новый кредит (речь идет не о деньгах, а о кредите поддержки, особенно в ситуации, когда через два месяца у руля в США станет человек, с которым у Зеленского не складывается). И если для этого потребуется спровоцировать на применение - почему бы и нет.
Вменяемость российского руководства - величина крайне низкая, и пока от применения ядерного оружия его сдерживает очевидный страх последствий. Но всегда можно загнать противника в состояние психологического стресса, когда он окончательно утратит адекватность. Ну, а с российским руководством, которое раз за разом демонстрирует одну и ту же поведенческую ролевую модель - ступор, за которым следует неадекватная активность - в такое стрессовое состояние его загнать достаточно просто.
Риски применения ядерного оружия сейчас становятся гораздо большими, чем даже совсем недавно. Налицо подводка (достаточно простая, если не сказать, примитивная) Кремля к такому стрессовому состоянию.
Вопрос из рационального пространства: а для чего это нужно?
Ответ тоже может быть максимально рациональным. Санкции сделали свое дело, они загнали экономику России с коматозное состояние. Военная логика тоже работает в том же направлении - «пушки вместо масла» подтачивают экономику России с другой от санкций стороны. Но процесс оказался длительным и весьма непростым, и самое главное - у санкций обнаружился предел. Иначе говоря - новые санкции уже ничего не могут сделать, тот объем, который уже есть, достиг предела насыщения.
Возникла устойчивая система, в которой Россия имеет возможность с огромными издержками, но все-таки обеспечивать свои самые минимальные потребности, хотя и на грани постоянных кризисов, которые периодически накрывают страну. Страны Третьего мира тоже не готовы в ущерб себе рвать отношения с Россией окончательно, и более того - они даже зарабатывают на ее бедственном положении. Та же Индия получила не только российскую нефть на десятки миллиардов долларов с огромными скидками, но еще и смогла оставить в своей экономике 40 миллиардов долларов в рупиях, которые Россия так и не смогла вывести и была вынуждена «инвестировать» их в ту же самую Индию.
В общем, предел достигнут, и возникла относительно равновесная ситуация. Сломать эту динамически возникшую стабильность можно - через какой-либо острый кризис, который создаст неприемлемую ситуацию для «дружественных» стран, и они будут буквально вынуждены разрывать отношения с Россией. Таким кризисом и может стать применения ядерного оружия, которое крупнейшие страны Третьего мира Китай и Индия уже назвали абсолютно неприемлемым. И, кстати, в отличие от кремлевского руководства, за свои слова они отвечают.
Я полагаю, что Запад сейчас идет буквально ва-банк, стараясь за последние пару месяцев, пока Трамп не обладает юридическими полномочиями, создать такой кризис и передать ему дела в обстановке, когда он будет находиться в очень узком коридоре решений.